Руководитель ресурсного центра - Гончаренко Наталья Алексеевна, учитель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория
Расписание занятий
Среда- 15.20 - 16.05
Руководитель ресурсного центра - Гончаренко Наталья Алексеевна, учитель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория
Расписание занятий
Среда- 15.20 - 16.05
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящей учебной программе содержательный и процессуальный компоненты учебного материала структурированы по темам «Человек и общество», «Культура как поиск смысла», «Как овладеть искусством общения?», «Что такое нравственный человек?».
усвоение основных, личностно-значимых знаний о человеке в психологическом, социальном, культурологическом, философском и этическом аспектах его существования с целью самопознания, активизации умения с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу и возможности;
овладение умениями и навыками самопознания и самодиагностирования, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, грамотного анализа, контроля и прогнозирования своих психических состояний, коммуникативных ситуаций, поступков и поведения, социального взаимодействия и сотрудничества, социальной гибкости, коммуникативной толерантности;
воспитание гуманистической ценностной ориентации учащегося, содействие выработке им собственного мировоззрения и индивидуальной жизненной стратегии в рамках нравственности и социальной ответственности, воспитание потребности в самопознании и саморазвитии;
формирование положительного самовосприятия учащихся и осознания своей индивидуальности и уникальности, развитие уверенности в своих силах.
6.1. знать основные личностно-значимые положения о человеке в психологическом, социальном, культурологическом, философском и этическом аспектах его существования;
6.2. уметь:
использовать приемы самоанализа, саморазвития и саморегуляции, сотрудничества и взаимодействия;
анализировать современное разнообразие национальных культур, мировоззрений, образов жизни.
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Введение (1 час)
Что может и должен знать человек о себе и других людях. Многообразие подходов к изучению человека и общества. Проблема человека как общая проблема всех наук.
Тема 2. Многоликое Я (5 часов)
Откуда ты, Человек? Проблема происхождения человека в мифологии, религии, философии и науке.
Человек: вершина пирамиды или звено в цепи? Место и роль человека в природе.
Кто я? (или познай самого себя). Многоликое «Я». Образы «Я». Рефлексия, ее приемы. Проблема самооценки. Самосовершенствование. Самоутверждение.
«Посеешь характер – пожнешь судьбу…». Характер и поведение. Виды деятельности. Выбор профессии.
Что такое духовность? Внутренний мир человека и пути самосовершенствования.
Тема 2. Культура как мир человека (8 часов)
Языки культуры. Путь человечества от природного состояния к культуре Культура как мир смыслов и знаков. Всякая ли деятельность порождает культуру? Как прочитать «культурные тексты»?
Народная, элитарная и массовая культура. Основные принципы народной культуры. Особенности элитарной культуры. Массовая культура – противоречие в определении или наш завтрашний день?
Культуры в культуре. Субкультуры и динамика их развития. Молодежная субкультура. Роль и место контркультуры в культуре.
Неисчерпаемое многообразие культур. Многоликий мир: Запад и Восток. Идея диалога культур.
Менталитет и национальный характер. Что такое национальный характер? Отечественная история, литература и философская мысль о менталитете белорусского народа.
Сокровищница мировой культуры. Всемирное наследие и культура мира. Критерии определения памятников и объектов культурного наследия.
Практикум. Приобщение к культуре. Как стать культурным человеком? «Портрет культурного человека».
Занятие обобщения. Культура как создание смысла.
Тема 3. Как овладеть искусством общения? (8 часов)
Общение – роскошь или необходимость? Роль общения в жизни человека.
В чем сила общения? Общение как социальная потребность.
Я в группе и группа для меня. Разнообразие социальных ролей. Правила организации совместных действий. Проблема лидера и исполнителя.
Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.
Кто творит историю? Роль личности в истории. Народные массы и личность.
Практикум. Практикум. Постигаем азы «общения без слов».
Приобщение к культуре. Как стать культурным человеком? «Портрет культурного человека».
Занятие обобщения. Культура как создание смысла.
Тема 4. Как овладеть искусством общения? (8 часов)
Общение – роскошь или необходимость? Роль общения в жизни человека.
В чем сила общения? Общение как социальная потребность.
Я в группе и группа для меня. Разнообразие социальных ролей. Правила организации совместных действий. Проблема лидера и исполнителя.
Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.
Как себя вести в конфликтной ситуации? Управление конфликтом и самоконтроль в конфликтных ситуациях. Пути выхода из конфликтной ситуации.
Лики общения в современном мире. Эволюция форм общения. Особенности Интернет-общения.
Практикум. Постигаем азы «общения без слов».
Занятие обобщения. «Общение – залог успеха». Принципы эффективного общения.
Тема 5. Что такое нравственный человек? (8 часов)
Эстафета нравственных ценностей в истории. Истоки нравственности. От заветов «семи мудрецов» к общечеловеческим ценностям. Идея ненасилия.
Человек и человечность. Качества нравственного человека. Типы личности по нравственной ориентации. Нравственный идеал и его соответствие действительности.
«Я выбираю свободу…». Нравственная свобода и моральная ответственность. Проблема морального выбора. Почему люди борются за свободу и страшатся ее? Существуют ли границы свободы?
«Поговорим, как взрослые, о дружбе, о любви» «Нет уз святее товарищества». Почему любовь называют «самым утренним из чувств»?
Предназначение и судьба человека. Ценности человеческой жизни. Как понимать чудо жизни и почему жизнь – это основа поиска ее смысла? Понятие судьбы в религиях и философиях мира.
Ответственная жизненная позиция человека.
Практикум. Пути нравственного совершенствования. В чем суть совершенствования? Существуют ли стандарты совершенствования? Почему так трудно встать на путь совершенствования? Совершенствование и совершенство.
Урок обобщения. Этика гуманизма. Нравственные искания XXI века. Жизненные ориентиры и нравственные ценности современной молодежи.
Заключение. «Человек? Человек!».
Резервное время (1 час)
свернутьПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
межшкольного факультатива
«Основы обществоведения»
№ |
Название темы |
Кол-во час. |
Да та |
1. |
Введение |
1 |
|
2. |
Откуда ты, Человек? |
1 |
|
3. |
Человек: вершина пирамиды или звено в цепи? |
1 |
|
4. |
Кто я? Или познай самого себя. |
1 |
|
5. |
Человек и история. |
1 |
|
6. |
Характер и поведение. |
1 |
|
7. |
Духовность и внутренний мир человека. |
1 |
|
8. |
Культура как мир человека. |
1 |
|
9. |
Народная, элитарная и массовая культура. |
1 |
|
10. |
Языки культуры. |
1 |
|
11. |
Культуры в культуре. |
1 |
|
12. |
Многообразие культур. |
1 |
|
13. |
Менталитет и национальный характер. |
1 |
|
14. |
Сокровищница мировой культуры. |
1 |
|
15. |
Практикум. Приобщение к культуре. |
1 |
|
16. |
Занятие обобщения. |
1 |
|
17. |
Роль общения в жизни человека. |
1 |
|
18. |
Общение как социальная потребность. |
1 |
|
19. |
Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? |
1 |
|
20. |
Управление конфликтом и самоконтроль. |
1 |
|
21. |
Лики общения в современном мире. |
1 |
|
22. |
Народные массы и личность. |
|
|
23. |
Практикум. Постигаем азы «общения без слов». |
1 |
|
24. |
Занятие обобщения. |
1 |
|
25. |
Эстафета нравственных ценностей в истории. |
1 |
|
26. |
Человек и человечность. |
1 |
|
27. |
Нравственная свобода и моральная ответственность. |
1 |
|
28. |
Про дружбу, про любовь. |
1 |
|
29. |
Предназначение и судьба человека. |
1 |
|
30. |
Ответственная жизненная позиция человека. |
|
|
31. |
Практикум. Пути нравственного совершенствования. |
1 |
|
32. |
Урок обобщения. |
1 |
|
33. |
Заключение. «Человек? Человек!». |
1 |
|
33 часа. 2 часа резерв.
свернуть