Межшкольный факультатив "Основы обществоведения"

Руководитель ресурсного центра - Гончаренко Наталья Алексеевна, учитель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория

Расписание занятий

Среда- 15.20 - 16.05

Учебная программа занятий межшкольного факультатива

развернуть

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая учебная программа межшкольного факультатива «Мир человека» (далее – учебная программа) предназначена для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
  2. Настоящая учебная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Количество учебных часов, отведенное в главе 2 настоящей учебной программы на изучение учебного материала соответствующей темы, является примерным и зависит от видов деятельности, организуемых учителем, и учебно-познавательных возможностей учащихся. Учитель имеет право перераспределять количество часов на изучение тем в пределах 35 часов.

В настоящей учебной программе содержательный и процессуальный компоненты учебного материала структурированы по темам «Человек и общество», «Культура как поиск смысла», «Как овладеть искусством общения?», «Что такое нравственный человек?».

  1. Цель – формирование у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.
  2. Задачи:

усвоение основных, личностно-значимых знаний о человеке в психологическом, социальном, культурологическом, философском и этическом аспектах его существования с целью самопознания, активизации умения с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу и возможности;

овладение умениями и навыками самопознания и самодиагностирования, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, грамотного анализа, контроля и прогнозирования своих психических состояний, коммуникативных ситуаций, поступков и поведения, социального взаимодействия и сотрудничества, социальной гибкости, коммуникативной толерантности;

воспитание гуманистической ценностной ориентации учащегося, содействие выработке им собственного мировоззрения и индивидуальной жизненной стратегии в рамках нравственности и социальной ответственности, воспитание потребности в самопознании и саморазвитии;

формирование положительного самовосприятия учащихся и осознания своей индивидуальности и уникальности, развитие уверенности в своих силах.

  1. Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся IX класса, содержательного и процессуального компонентов учебного материала: предполагаются проблемный стиль преподавания, развивающий исследовательскую и творческую самостоятельность учащихся (написание эссе, участие в дебатах и дискуссии); продуктивны способы групповой работы, эффективной коммуникации, критического и креативного мышления. К настоящей учебной программе разработаны и изданы дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для педагогов.
  2. В результате освоения настоящей учебной программы учащиеся должны:

6.1. знать основные личностно-значимые положения о человеке в психологическом, социальном, культурологическом, философском и этическом аспектах его существования;

6.2. уметь:

использовать приемы самоанализа, саморазвития и саморегуляции, сотрудничества и взаимодействия;

анализировать современное разнообразие национальных культур, мировоззрений, образов жизни.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение (1 час)

Что может и должен знать человек о себе и других людях. Многообразие подходов к изучению человека и общества. Проблема человека как общая проблема всех наук.

Тема 2. Многоликое Я (5 часов)

Откуда ты, Человек? Проблема происхождения человека в мифологии, религии, философии и науке.

Человек: вершина пирамиды или звено в цепи? Место и роль человека в природе.

Кто я? (или познай самого себя). Многоликое «Я». Образы «Я». Рефлексия, ее приемы. Проблема самооценки. Самосовершенствование. Самоутверждение.

«Посеешь характер – пожнешь судьбу…». Характер и поведение. Виды деятельности. Выбор профессии.

Что такое духовность? Внутренний мир человека и пути самосовершенствования.

Тема 2. Культура как мир человека (8 часов)

Языки культуры. Путь человечества от природного состояния к культуре Культура как мир смыслов и знаков. Всякая ли деятельность порождает культуру? Как прочитать «культурные тексты»?

Народная, элитарная и массовая культура. Основные принципы народной культуры. Особенности элитарной культуры. Массовая культура – противоречие в определении или наш завтрашний день?

Культуры в культуре. Субкультуры и динамика их развития. Молодежная субкультура. Роль и место контркультуры в культуре.

Неисчерпаемое многообразие культур. Многоликий мир: Запад и Восток. Идея диалога культур.

Менталитет и национальный характер. Что такое национальный характер? Отечественная история, литература и философская мысль о менталитете белорусского народа.

Сокровищница мировой культуры. Всемирное наследие и культура мира. Критерии определения памятников и объектов культурного наследия.

Практикум. Приобщение к культуре. Как стать культурным человеком? «Портрет культурного человека».

Занятие обобщения. Культура как создание смысла.

Тема 3. Как овладеть искусством общения? (8 часов)

Общение – роскошь или необходимость? Роль общения в жизни человека.

В чем сила общения? Общение как социальная потребность.

Я в группе и группа для меня. Разнообразие социальных ролей. Правила организации совместных действий. Проблема лидера и исполнителя.

Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.

Кто творит историю? Роль личности в истории. Народные массы и личность.

Практикум. Практикум. Постигаем азы «общения без слов».

Приобщение к культуре. Как стать культурным человеком? «Портрет культурного человека».

Занятие обобщения. Культура как создание смысла.

Тема 4. Как овладеть искусством общения? (8 часов)

Общение – роскошь или необходимость? Роль общения в жизни человека.

В чем сила общения? Общение как социальная потребность.

Я в группе и группа для меня. Разнообразие социальных ролей. Правила организации совместных действий. Проблема лидера и исполнителя.

Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.

Как себя вести в конфликтной ситуации? Управление конфликтом и самоконтроль в конфликтных ситуациях. Пути выхода из конфликтной ситуации.

Лики общения в современном мире. Эволюция форм общения. Особенности Интернет-общения.

Практикум. Постигаем азы «общения без слов».

Занятие обобщения. «Общение – залог успеха». Принципы эффективного общения.

Тема 5. Что такое нравственный человек? (8 часов)

Эстафета нравственных ценностей в истории. Истоки нравственности. От заветов «семи мудрецов» к общечеловеческим ценностям. Идея ненасилия.

Человек и человечность. Качества нравственного человека. Типы личности по нравственной ориентации. Нравственный идеал и его соответствие действительности.

«Я выбираю свободу…». Нравственная свобода и моральная ответственность. Проблема морального выбора. Почему люди борются за свободу и страшатся ее? Существуют ли границы свободы?

«Поговорим, как взрослые, о дружбе, о любви» «Нет уз святее товарищества». Почему любовь называют «самым утренним из чувств»?

Предназначение и судьба человека. Ценности человеческой жизни. Как понимать чудо жизни и почему жизнь – это основа поиска ее смысла? Понятие судьбы в религиях и философиях мира.

Ответственная жизненная позиция человека.

Практикум. Пути нравственного совершенствования. В чем суть совершенствования? Существуют ли стандарты совершенствования? Почему так трудно встать на путь совершенствования? Совершенствование и совершенство.

Урок обобщения. Этика гуманизма. Нравственные искания XXI века. Жизненные ориентиры и нравственные ценности современной молодежи.

Заключение. «Человек? Человек!».

Резервное время (1 час)

свернуть

Календарно-тематическое планирование

развернуть

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

межшкольного факультатива

 «Основы обществоведения»

 

Название темы

Кол-во час.

Да

та

1.     

Введение

1

 

2.     

Откуда ты, Человек?

1

 

3.     

Человек: вершина пирамиды или звено в цепи?

1

 

4.     

Кто я? Или познай самого себя.

1

 

5.     

Человек и история.

1

 

6.     

Характер и поведение.

1

 

7.     

Духовность и внутренний мир человека.

1

 

8.     

Культура как мир человека.

1

 

9.     

Народная, элитарная и массовая культура.

1

 

10.  

Языки культуры.

1

 

11.  

Культуры в культуре.

1

 

12.  

Многообразие культур.

1

 

13.  

Менталитет и национальный характер.

1

 

14.  

Сокровищница мировой культуры.

1

 

15.  

Практикум. Приобщение к культуре.

1

 

16.  

Занятие обобщения.

1

 

17.  

Роль общения в жизни человека.

1

 

18.  

Общение как социальная потребность.

1

 

19.  

Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм?

1

 

20.  

Управление конфликтом и самоконтроль.

1

 

21.  

Лики общения в современном мире.

1

 

22.  

Народные массы и личность.

 

 

23.  

Практикум. Постигаем азы «общения без слов».

1

 

24.  

Занятие обобщения.

1

 

25.  

Эстафета нравственных ценностей в истории.

1

 

26.  

Человек и человечность.

1

 

27.  

Нравственная свобода и моральная ответственность.

1

 

28.  

Про дружбу, про любовь.

1

 

29.  

Предназначение и судьба человека.

1

 

30.  

Ответственная жизненная позиция человека.

 

 

31.  

Практикум. Пути нравственного совершенствования.

1

 

32.  

Урок обобщения.

1

 

33.  

Заключение. «Человек? Человек!».

1

 

 

33 часа. 2 часа  резерв.

 

свернуть