Ресурсный центр "Готовимся к республиканской олимпиаде по информатике"

Руководитель ресурсного центра - Мовчикова Елена Яновна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория

Расписание занятий

Первая группа - понедельник - 15.00 - 15.45

Вторая группа - вторник - 15.30 - 16.15

Учебная программа занятий ресурсного центра

развернуть
Пояснительная записка

  Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курса по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование – стержень курса информатики. Следует отметить, что изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

  Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

  Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста, готовятся к участию в республиканских олимпиадах различного уровня.

   Программа рассчитана по 35 учебных часов для каждой группы.

 

   Основными целями учебной программы являются:

развитие логического и алгоритмического мышления;

развитие системных подходов к решению задач;

подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества;

создание   условий для совершенствования работы по подготовке к олимпиадам различного уровня.

 

   Основными задачами учебной программы являются:

формирование умений использования компьютера для решения различных практических задач;

формирование у учащихся навыков формализации задач;

формирование у учащихся умений тестирования и отладки программ;

 формировать творческое мышление путем решения заданий повышенной сложности.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

   Обучение предполагает, прежде всего, наполнение учебного материала упражнениями и задачами различной сложности. Для проведения занятий могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.

  В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся — решению дополнительных заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.

  Выбор базового языка программирования определяется требованиями к проведению республиканской олимпиады по информатике. Поэтому используется среда программирования С++, которая не включена программу базового курса информатики.

Ожидаемые результаты 

После успешного прохождения учебного материала учащиеся получат представление:

  • о разнообразии задач, решаемых с использованием языка программирования;
  • методах решения задач;
  • разработке алгоритмов решения задач.

Изучение данного курса предполагает:

  • развитие познавательных способностей школьников;
  • формирование у них алгоритмического мышления;
  • получение реального опыта творческой и исследовательской деятельности;
  • повышение интереса учащихся к программированию.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ

ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ И БАЗОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА С++ (21 часов)

История создания С и С++. Структура С++ программы.

Элементы языка С/C++. Первая программа на языке С++. Работа в среде программирования.

Переменные и типы данных. Простые операторы.

Простые типы данных (числовые, логические). Переменные. Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания. Операторы инкремента и декремента.

Операторы ветвления и выбора. Операторы цикла.

Условный оператор. Команда ветвления if и if-else. Команда цикла while и do-while. Команда цикла for. Команда перехода break.

Учащиеся должны:

Знать термины и правильно использовать понятия: тип данных, команда ветвления, команда выбора, команда цикла.

Знать:

  • правила описания переменных и констант;
  • правила записи команд ветвления, выбора, цикла;

Уметь:

  • решать задачи с использованием команд ветвления, выбора цикла.

 

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (14 часов)

Массивы.

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов.

Линейный поиск в массиве. Преобразование массивов.

Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов.

Решение задач обработки числовых массивов.

Знать термины и правильно использовать понятия: массив, массив символов, массив строк.

Знать:

  • правила описания массивов;
  • команды ввода-вывода данных при работе с текстовыми файлами;

Уметь:

  • решать задачи с использованием массивов;
  • использовать текстовые файлы для ввода и вывода данных.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ

ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ И БАЗОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА С++ (11 часов)

История создания С и С++. Структура С++ программы.

Элементы языка C++. Первая программа на языке С++. Работа в среде программирования.

Переменные и типы данных. Простые операторы.

Простые типы данных (числовые, логические). Переменные. Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания. Операторы инкремента и декремента.

Операторы ветвления и выбора. Операторы цикла.

Условный оператор. Команда ветвления if и if-else. Команда цикла while и do-while. Команда цикла for. Команда перехода break.

Учащиеся должны:

Знать термины и правильно использовать понятия: тип данных, команда ветвления, команда выбора, команда цикла.

Знать:

  • правила описания переменных и констант;
  • правила записи команд ветвления, выбора, цикла;

Уметь:

  • решать задачи с использованием команд ветвления, выбора цикла.

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (24 часов)

Массивы.

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов.

Линейный поиск в массиве. Преобразование массивов.

Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов.

Решение задач обработки числовых массивов.

Обработка символьных и строковых данных.

Символьный тип данных. Массивы символов. Строковые данные. Ввод-вывод строк. Стандартные функции обработки строк (поиск в строке, удаление и вставка символов, выделение подстроки и др.).

Решение задач с использованием строковых данных.

Работа с текстовыми файлами.

Ввод-вывод числовых и символьных данных.

Ввод-вывод строковых данных.

Знать термины и правильно использовать понятия: массив, строка, массив символов, массив строк.

Знать:

  • правила описания массивов, строк;
  • команды ввода-вывода данных при работе с текстовыми файлами;

Уметь:

  • решать задачи с использованием массивов и строк;
  • использовать текстовые файлы для ввода и вывода данных.

 

Список литературы 

  1. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации : 10—11 классы / В. М. Котов, О. И. Мельников. — Минск : Народная асвета, 2000. — 221 с.
  2. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации / В. М. Котов, И. А. Волков, А. И. Лапо. — Минск : Народная асвета, 2000. — 300 с.
  3. Радион, В. С. Олимпиады по информатике. Задачи. Решения. Тесты / В. С. Радион. — Минск : Аверсэв, 2007. —366 с.

Интернет ресурсы

  1. http://e-maxx.ru/algo/ - каталог алгоритмов
  2. http://dl.gsu.by/ - Белорусский сайт дистанционного обучения
  3. http://www.olympiads.ru/ - Олимпиадная информатика, Московский центр непрерывного математического образования
  4. http://informatics.mccme.ru – Московский сайт дистанционного обучения
  5. http://www.acmu.ru – сайт  Югорского НИИ ИТ с большим архивом задач, распределенных по темам
  6. http://acmp.ru – «Школа программиста», Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников
  7. http://www.e-olimp.com – украинская система для проведения соревнований
  8. http://www.cplusplus.com/reference/ - сайт со справочной информацией по C++
  9. http://ru.cppreference.com/w/ - сайт со справочной информацией по C++ на русском языке

 

свернуть

Календарно-тематическое планирование занятий ресурсного центра

развернуть

План работы ресурсного центра «Готовимся к республиканской олимпиаде по информатике» для 5 класса на 2019/2020 учебный год:

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Работа в среде С++. Компиляция программы

2

2

Ввод-вывод данных. Целые величины

2

3

Вещественные типы величин

1

4

Решение задач с использованием линейных алгоритмов

2

5

Тестирование программ

1

6

Тестирование программ с использованием онлайн-сервисов

1

7

Условия в языке С++. Оператор ветвления if

2

8

Решение задач с использованием ветвления

2

9

Понятие цикла. Оператор цикла с параметром

1

10

Оператор цикла с параметром

1

11

Обработка последовательностей

2

12

Решение задач с использованием вложенных структур

2

13

Подключение библиотек

2

14

Обработка последовательностей с использованием массивов

2

15

Обработка элементов массива

2

16

Поиск максимального и минимального элементов массива

2

17

Сортировка элементов массива

1

18

Использование дополнительных массивов при решении задач

2

19

Решение олимпиадных задач с использование различных алгоритмических структур

5

 

План работы ресурсного центра «Готовимся к республиканской олимпиаде по информатике» для 6-7 классов на 2019/2020 учебный год:

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Работа в среде С++. Использование онлайн-сервисов

1

2

Использование числовых величин

1

3

Использование числовых величин при реализации различных типов алгоритмов

1

4

Подключение библиотек

1

5

Использование вложенных структур при реализации проекта

2

6

Реализация различных типов циклов

2

7

Обработка последовательностей

1

8

Использование файлового ввода-вывода

2

9

Обработка последовательностей с использованием массивов

2

10

Сортировка массивов

2

11

Символы. Операции над символами. Символьные функции

2

12

Строки. Операции над строками

2

13

Решение задач с использованием строк и символов

4

14

Множества в С++. Использование множеств при решении задач

4

15

Действительные числа в С++

2

16

Решение олимпиадных задач с использование различных алгоритмических структур

6

 

 

свернуть