Ресурсный центр "Готовимся к республиканской олимпиаде по обществоведению"

Руководитель ресурсного центра - Гончаренко Наталья Алексеевна, учитель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория

Расписание занятий

Четверг - 15.00 - 15.45

Учебная программа занятий ресурсного центра

развернуть

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наиболее важной проблемой для школьников старших классов кроме получения определенного набора знаний, умений и навыков является осознанный выбор будущей профессии. Это обуславливает необходимость более активной профессиональной ориентации в рамках школьной программы, когда учащийся на достаточно серьезном уровне получает первичные знания о роли, содержании и месте в обществе определенных профессий и квалификаций. Наиболее оптимальным способом решения проблемы является введение дополнительных занятий. Работа в ресурсном центре  по основам права позволит реализовать данную идею в области юриспруденции как всеохватывающей науки и практической деятельности в области регулирования наиболее значимых социальных отношений.

Основной целью занятий является подготовка учащихся к олимпиадам по обществоведению и основам правовых знаний, а также профессиональное ориентирование, то есть ознакомление учащихся с профессиями, соответствующими данной области человеческой деятельности, создание у учащихся позитивного отношения к данным профессиям, стремление к получению дальнейшего образования в данной сфере для такой же профессиональной деятельности, оценка своих возможностей для такого получения. Данная цель обуславливает содержание курса, определяет необходимый объем, систему подачи и изложения материала.

Основные задачи  занятий заключаются в создании позитивного образа юриста, повышении уровня доверия к праву и правовым профессиям, отражении нравственной обусловленности права и профессиональной деятельности, выработке ряда практических навыков. При этом особое внимание уделяется интерактивным методам преподавания для организации познавательной деятельности не только на репродукционном, но и на иных уровнях, позволяющих трансформировать знания для самостоятельного поиска материала.

Содержание занятий  позволяет использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: дискуссии, исследовательские лаборатории, конференции, семинары, уроки-презентации и т.д.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года).

ВВЕДЕНИЕ

Понятие юриспруденции, характеристика сферы применения права. Значение юриспруденции для социума. Повышение роли и значимости юриспруденции в современном обществе. Требования к современному юристу (профессиональные и общесоциальные). Краткая характеристика сферы видов деятельности юристов. Значение данного курса в системе общего образования.

КОНФЛИКТ И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ

Понятие социальных отношений. Виды социальных отношений. Интерес как основная причина социальной активности личности. Виды интересов. Невозможность удовлетворения всех интересов, необходимость обеспечения иерархии интересов. Столкновение интересов (конфликт). Необходимость преодоления конфликтов. Виды конфликтов. Деликт.

Способы и механизмы разрешения конфликтов. Социальное регулирование как механизм разрешения конфликтов. Виды социального регулирования. Социальные институты, необходимые для разрешения конфликтов. Наличие социального регулирования и социальных институтов – насущная необходимость для позитивного развития любого общества. Саморегулирующиеся общества. Убеждение и принуждение как основные способы социального регулирования. Право и государство как основные институты разрешения конфликтов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Необходимость общеобязательного социального регулирования. Право как общеобязательный социальный регулятор. Понятие права. Сущность права. Сфера общественных отношений, опосредуемая правом. Общая характеристика правовой действительности (нормы права, правоотношения, правотворчество, правовая культура, правосознание и т.д.).

Основные школы происхождения и сущности права. Право как справедливость. Право как мера свободы. Право как критерий разграничения интересов. Право как формальное равенство. 

Признаки права. Существование права в виде нормы (правила поведения). Право как средство коммуникации между субъектами.  Формальные требования к норме права. Общеобязательность права. Принудительность исполнения права. Связь права и государства. Нравственность и право. Функции права.

Механизм правового регулирования. Несводимость права только к норме, обладающей определенными признаками. Цель права – возможность конкретного субъекта реализовывать абстрактно выраженные права, законные интересы  и обязанности. Понятие реализации права. Виды реализации права. Применение права. Потребность в государственных институтах для реализации права. Юридические профессии (общая характеристика).

Правовой статус личности. Право как формальный регулятор. Фактическая и юридическая составляющая общественных отношений. Личность в правовом измерении, наделение личности правами и обязанностями. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Закрепление правового статуса личности в международных и национальных актах. Права и свободы личности. Обязанности личности.

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общество, его структура и элементы. Власть. Государство как институт, предназначенный для социального управления и исполнения общих дел. Иные способы самоорганизации общества. Неуничножимость государства. Государство как выразитель интересов населения, проживающего на определенной территории. Коллективные и индивидуальные субъекты. Гражданство.

Понятие и сущность государства. Признаки государства. Суверенитет государства. Сбор налогов. Государственный авторитет. Государственное принуждение. Право государства на легальное принуждение. Правовое регулирование государственной деятельности.

Основные теории происхождения государства.

Функции государства. Государственный аппарат. Обусловленность государственного аппарата функциями государства. Государственная служба. Необходимость юридических знаний на государственной службе. Общая характеристика функций государства.

Сущность, структура и функции гражданского общества. Элементы гражданского общества. Политические партии, общественные, религиозные и профессиональные организации, обеспечивающие представление интересов различных слоев населения. Самоуправление. Необходимость сотрудничества государства и гражданского общества. Ответственное гражданское поведение как необходимое качество гражданского общества.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

Социальное регулирование как цель права и государства.

Виды социальных регуляторов.

Взаимодействие социальных регуляторов.

Нравственная составляющая в праве и государстве.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ 

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Конституция – Основной Закон Беларуси. Понятие и сущность Конституции. Юридические свойства и функции Конституции. Структура и содержание Конституции Республики Беларусь. Социальное значение Конституции. Место и роль Конституции в системе права.

 

Правовой статус гражданина. Конституционные основы понятий «человек», «личность», «гражданин». Гражданство как основа правового статуса человека в государстве (понятие, принципы). Конституционные права и свободы, обязанности и долг, единство прав и обязанностей. Личные, политические, социально-экономические и культурные права личности. Гарантии прав и свобод. Обязанности граждан Республики Беларусь.

Государственный аппарат Республики Беларусь. Содержание принципа разделения властей. Понятие и виды ветвей власти. Система сдержек и противовесов. Государственный орган: понятие, признаки и виды. Президент Республики Беларусь. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Республике Беларусь. Органы государственного контроля и надзора. Органы местного управления и самоуправления. Государственная служба: понятие, принципы. Правовой статус госслужащего.

Конституционные принципы. Верховенство права. Приоритет прав и свобод личности, гарантий их реализации. Государственный суверенитет. Демократия. Принцип разделения властей. Приоритет общепризнанных принципов международного права.

Обобщающее занятие.

СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Сфера юридической деятельности. Требования к юристу.

Правосудие и разрешение конфликтов. Судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус.

Правовое обеспечение государственной деятельности. Законодатель. Государственный служащий. Юрист. Эксперт в области права. Правовое обеспечение экономической и иной деятельности. Юрисконсульт. Необходимость юридических навыков для иных профессий.

Подведение итогов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Служение праву и справедливости как цель юридической деятельности. Социальные ожидания от юридической деятельности. Уязвимость юридической деятельности в морально-нравственном плане. Несовместимость аморального поведения и юридической деятельности.

Нравственные требования к юридической специальности. Профессиональные требования к поведению юриста. Анализ норм профессиональной этики. Меры воздействия на юристов, совершивших аморальный поступок. Органы юридического самоуправления.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Требования к юридической профессии. Внимание. Знание законодательства. Широкая эрудиция. Умение разбираться в людях. Дотошность. Умение публично выступать, аргументировать собственную позицию, составлять юридически значимые документы.

Навыки, получаемые в ходе юридического образования. Навыки анализа, толкования. Интервьюирование. Консультирование. Разрешение конфликтов. Правовое просвещение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведение итогов. Обобщение полученного материала. Формулирование проблем в юридической деятельности. Требования, предъявляемые к каждой юридической профессии. Пути взаимодействия нравственности и права. Способы повышения ответственности гражданина за свое государство, общество и право.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса учащиеся должны знать о:

  • сфере применения права;
  • значении юриспруденции для социума;
  • понятии и видах социальных отношений, социальном конфликте;
  • социальном регулировании;
  • праве как общеобязательном социальном регуляторе, его признаках;
  • основных школах происхождения и сущности права;
  • механизме правового регулирования;
  • правовом статусе личности;
  • государстве как институте, предназначенном для социального управления и исполнения общих дел, его понятии и сущности, иных способах самоорганизации общества, гражданском обществе;
  • Конституции Республики Беларусь, основах государственного аппарата;
  • требованиях к поведению юриста;
  • основных навыках, необходимых для выполнения профессиональных функций.

Учащиеся должны уметь:

  • определять роли права и государства в современном обществе;
  • различать способов и методов правового воздействия и регулирования, видов реализации права, функций права;
  • определять характеристики функций государства, соотнесения функции государства и права с конкретной юридической специальностью (институтом);
  • проводить анализ Конституции Республики Беларусь, давать характеристику идеологических доктрин, заложенных в ее основу, конституционных прав и обязанностей гражданина Республики Беларусь;
  • относить государственных органов к ветвям власти;
  • описывать компетенции судебных и правоохранительных органов, характеризовать основы судопроизводства, соотносить юридические профессии с указанными органами;
  • самостоятельно получать знания о правовом регулировании;
  • соотносить профессиональной компетенции, юридической профессии и учебного заведения, обеспечивающего получения соответствующих знаний;
  • соотносить нормы права с конкретными отраслями;
  • различать основные юридические профессии.
  • Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Вишневский А.Ф. Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. – Мн., 2002.
  2. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. – Мн.,2004.
  1. Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н. Правоведение: Учебное пособие. – М., 2005.
  2. Основы права: вопросы и ответы: Учебно-методическое пособие / Автор-сост. А.М. Хлус. – Мн.: МИТСО, 2005.
  3. Хлус А.М. Основы права: тесты с ответами-комментариями. – Мн.: Тетра-Системс, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев С.С. Введение в правоведение. Учебное пособие для школьников (9-11 класс). – М., 1996.
  2. Иванов В.С. Основы права Республики Беларусь. – Мн., 2000.
  3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 класса. – М., 2000.
  4. Никитин А.Ф. Обществознание. Основы государства и права. 10-11 классы. – М., 2004.
  5. Общая теория государства и права: Краткий элементарный учебный курс: Практическое пособие / Э.А. Калинина, И.Ф. Калинина, А.А. Старжинская / Под ред. Э.А. Калининой. – Мн., 1999.
  6. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2 кн. Кн. 1 / С.И. Володина, В.В. Спасская, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М., 2006.
  7. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2 кн. Кн. 2 / С.И. Володина, В.В. Спасская, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др. – М., 2006.
свернуть

Календарно-тематическое планирование

развернуть

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название темы

Кол-во час.

1.     

Введение

1

2.     

Понятие социальных отношений

2

3.     

Способы и механизмы разрешения конфликтов

1

4.     

Необходимость общеобязательного социального регулирования

1

5.     

Основные школы происхождения и сущности права

1

6.     

Признаки права

1

7.     

Механизм правового регулирования

1

8.     

Правовой статус личности

1

9.     

Общество, его структура и элементы

1

10.  

Понятие и сущность государства

1

11.  

Основные теории происхождения государства

1

12.  

Функции государства

1

13.  

Сущность, структура и функции гражданского общества

1

14.  

Социальное регулирование как цель права и государства

1

15.  

Конституция – Основной Закон Беларуси

2

16.  

Правовой статус гражданина

1

17.  

Государственный аппарат Республики Беларусь

2

18.  

Конституционные принципы

2

19.  

Обобщающее занятие

1

20.  

Сфера юридической деятельности

1

21.  

Правовое обеспечение государственной деятельности

1

22.  

Служение праву и справедливости как цель юридической деятельности

1

23.  

Нравственные требования к юридической специальности

1

24.  

Требования к юридической профессии

1

25.  

Навыки, получаемые в ходе юридического образования

1

26.  

Заключение

1

27.  

Решение тестовых заданий

2

28.  

Решение тестовых заданий

2

 

Итого

 

 

 

свернуть