Межшкольный факультатив "Готовимся к республиканской олимпиаде по информатике"

Руководитель ресурсного центра - Мовчикова Елена Яновна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория

Расписание занятий

Первая группа - понедельник - 15.05 - 15.50

Вторая группа - вторник - 15.30 - 16.15

Учебная программа занятий межшкольного факультатива

развернуть
Пояснительная записка

  Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курса по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование – стержень курса информатики. Следует отметить, что изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

  Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

  Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста, готовятся к участию в республиканских олимпиадах различного уровня.

   Программа рассчитана по 35 учебных часов для каждой группы.

 

   Основными целями учебной программы являются:

развитие логического и алгоритмического мышления;

развитие системных подходов к решению задач;

подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества;

создание   условий для совершенствования работы по подготовке к олимпиадам различного уровня.

 

   Основными задачами учебной программы являются:

формирование умений использования компьютера для решения различных практических задач;

формирование у учащихся навыков формализации задач;

формирование у учащихся умений тестирования и отладки программ;

 формировать творческое мышление путем решения заданий повышенной сложности.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

   Обучение предполагает, прежде всего, наполнение учебного материала упражнениями и задачами различной сложности. Для проведения занятий могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.

  В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся — решению дополнительных заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.

  Выбор базового языка программирования определяется требованиями к проведению республиканской олимпиады по информатике. Поэтому используется среда программирования С++, которая не включена программу базового курса информатики.

Ожидаемые результаты 

После успешного прохождения учебного материала учащиеся получат представление:

  • о разнообразии задач, решаемых с использованием языка программирования;
  • методах решения задач;
  • разработке алгоритмов решения задач.

Изучение данного курса предполагает:

  • развитие познавательных способностей школьников;
  • формирование у них алгоритмического мышления;
  • получение реального опыта творческой и исследовательской деятельности;
  • повышение интереса учащихся к программированию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

V-VI класс

(1 ч в неделю; всего – 35 ч)

ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ И БАЗОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА С++

(18 часов)

Этапы решения задач с помощью компьютера

Постановка задачи. Построение модели. Разработка алгоритма. Реализация алгоритма в виде программы. Тестирование и отладка программы. Анализ результатов.

Структура программы на С++.

Работа в среде программирования. Первая программа на языке С++. Функция Main(). Элементарный обмен данными с консолью – чтение и печать текстовых данных и чисел.

Переменные и типы данных. Простые операторы.

Примитивные типы данных (числовые, логические). Переменные. Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания.  

Операторы ветвления и выбора. Операторы цикла.

Условный оператор. Команда ветвления if и if-else. Операторы цикла while и do-while. Цикл for. Операторы перехода break и continue.

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятия: тип данных, команда ветвления, команда выбора, команда цикла;

знать:

правила описания переменных и констант;

правила записи команд ветвления, выбора, цикла;

уметь:

решать задачи с использованием команд ветвления, выбора цикла.

Задачи целочисленной арифметики

(10 часов)

Выделение цифр числа. Поиск делителей числа, простые числа, разложение на простые множители, поиск наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного натуральных чисел, операции с дробями, сокращение дробей.

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятия: кратность, делители, команда цикла;

знать:

правила организации циклов;

способы определения свойств числа;

уметь:

решать задачи с выделением цифр числа.

МАССИВЫ ( 7 часов)

Массивы.

Понятие массива. Описание массива. Создание и инициализация массивов.

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов. Линейный поиск в массиве. Преобразование массивов. Решение задач обработки числовых массивов.

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятия: массив,  массив символов;

знать:

правила описания массивов;

уметь:

решать задачи с использованием массивов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

VII - IX класс

(1 ч в неделю; всего – 35 ч)

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (22 ЧАСА)

Массивы.

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов.

Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов.

Операции над массивами: поиск элемента, экстремальных значений.

Обработка символьных и строковых данных.

Символьный тип данных. Строковые данные. Ввод-вывод строк. Операции обработки строк: поиск в строке, удаление и вставка символов, выделение подстроки и др.

Работа с текстовыми файлами.

Ввод-вывод числовых и символьных данных.

Ввод-вывод строковых данных.

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятия: массив, строка, массив символов, массив строк;

знать:

правила описания массивов, строк;

команды ввода-вывода данных при работе с текстовыми файлами;

уметь:

решать задачи с использованием массивов и строк;

использовать текстовые файлы для ввода и вывода данных.

ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (8 ЧАСОВ)

Функции. Передача параметров и возврат значения.

Объявление и определение функций. Оператор выхода из функции return. Передача параметров в функции. Решение задач с использованием функций.

 

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятие: функция;

знать:

правила описания пользовательских функций;

уметь:

использовать функции пользователя для решения задач.

Решение геометрических задач. (5 часов)

Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки, и способы его записи. Размещение точек плоскости относительно прямой.  Уравнение прямой, проходящей через данную точку с данным углом наклона. Поиск коэффициентов уравнения прямой. Формула расчета расстояния между точками. Расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра. Нормальное уравнение прямой.

Учащиеся должны:

знать термины и правильно использовать понятие: уравнение прямой, коэффициенты уравнения прямой;

знать:

правила поиска коэффициентов прямой;

уметь:

использовать расчётные формулы для решения задач.

Список литературы 

  1. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации : 10—11 классы / В. М. Котов, О. И. Мельников. — Минск : Народная асвета, 2000. — 221 с.
  2. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации / В. М. Котов, И. А. Волков, А. И. Лапо. — Минск : Народная асвета, 2000. — 300 с.
  3. Радион, В. С. Олимпиады по информатике. Задачи. Решения. Тесты / В. С. Радион. — Минск : Аверсэв, 2007. —366 с.

Интернет ресурсы

  1. http://e-maxx.ru/algo/ - каталог алгоритмов
  2. http://dl.gsu.by/ - Белорусский сайт дистанционного обучения
  3. http://www.olympiads.ru/ - Олимпиадная информатика, Московский центр непрерывного математического образования
  4. http://informatics.mccme.ru – Московский сайт дистанционного обучения
  5. http://www.acmu.ru – сайт  Югорского НИИ ИТ с большим архивом задач, распределенных по темам
  6. http://acmp.ru – «Школа программиста», Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников
  7. http://www.e-olimp.com – украинская система для проведения соревнований
  8. http://www.cplusplus.com/reference/ - сайт со справочной информацией по C++
  9. http://ru.cppreference.com/w/ - сайт со справочной информацией по C++ на русском языке

 

свернуть

Календарно-тематическое планирование занятий межшкольного факультатива

развернуть

Календарно-тематическое планирование межшкольного факультатива «Подготовка к республиканской олимпиаде по информатике» для 5-6 класса на 2021/2022 учебный год:

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Этапы решения задач с помощью компьютера. Постановка задачи. Построение модели. Разработка алгоритма.

1

06.09

 

2

Реализация алгоритма в виде программы. Тестирование и отладка программы. Анализ результатов.

1

13.09

3

Работа в среде программирования. Первая программа на языке С++. Функция Main().

1

20.09

4

Элементарный обмен данными с консолью – чтение и печать текстовых данных и чисел.

1

27.09

5

Ввод-вывод данных. Целые величины

2

04.10

11.10

6

Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания.  

1

18.10

7

Решение задач с использованием линейных алгоритмов

2

25.11

08.11

8

Тестирование программ с использованием онлайн-сервисов

1

15.11

9

Условия в языке С++. Оператор ветвления if

2

22.11

29.11

10

Решение задач с использованием ветвления

2

06.12

13.12

 

11

Понятие цикла. Оператор цикла с параметром

1

20.12

 

12

Оператор цикла с параметром

1

10.01

13

Обработка последовательностей

2

17.01

24.01

14

Выделение цифр числа

2

31.01

07.02

 

15

Поиск делителей числа, простые числа

2

14.02

21.02

16

Поиск наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного натуральных чисел

2

28.02

07.03

 

17

Операции с дробями, сокращение дробей.

2

14.03

21.03

18

Разложение числа на простые множители

2

04.04

11.04

19

Понятие массива. Описание массива. Создание и инициализация массивов.

2

18.04

25.04

20

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов. Линейный поиск в массиве.

2

02.05

16.05

 

21

Преобразование массивов. Решение задач обработки числовых массивов.

2

23.05

30.05

 

Календарно-тематическое планирование межшкольного факультатива «Подготовка к республиканской олимпиаде по информатике» для 7-9 класса на 2021/2022 учебный год:

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов.

3

07.09

14.09

21.09

2

Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов.

3

28.09

05.10

12.10

3

Операции над массивами: поиск элемента, экстремальных значений.

3

19.10

26.10

09.11

4

Символьный тип данных. Строковые данные. Ввод-вывод строк.

2

16.11

23.11

5

Операции обработки строк

4

30.11

07.12

14.12

21.12

6

Работа с текстовыми файлами. Ввод-вывод числовых и символьных данных.

2

11.01

18.01

7

Работа с текстовыми файлами. Ввод-вывод строковых данных

2

25.01

01.02

8

Решение задач с использованием онлайн-сервисов

3

08.02

15.02

22.02

9

Объявление и определение функций

2

01.03

15.03

10

Оператор выхода из функции return. Передача параметров в функции

2

22.03

29.03

11

Решение задач с использованием функций

3

12.04

19.04

26.04

12

Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки, и способы его записи

1

03.05

13

Размещение точек плоскости относительно прямой

1

10.05

 

14

Формула расчета расстояния между точками

1

17.05

15

Расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра. Нормальное уравнение прямой

2

24.05

31.05

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
Ещё в этом разделе