Руководитель ресурсного центра - Мовчикова Елена Яновна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Расписание занятий
Первая группа - понедельник - 15.05 - 15.50
Вторая группа - вторник - 15.30 - 16.15
Руководитель ресурсного центра - Мовчикова Елена Яновна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Расписание занятий
Первая группа - понедельник - 15.05 - 15.50
Вторая группа - вторник - 15.30 - 16.15
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курса по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование – стержень курса информатики. Следует отметить, что изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста, готовятся к участию в республиканских олимпиадах различного уровня.
Программа рассчитана по 35 учебных часов для каждой группы.
Основными целями учебной программы являются:
развитие логического и алгоритмического мышления;
развитие системных подходов к решению задач;
подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного информационного общества;
создание условий для совершенствования работы по подготовке к олимпиадам различного уровня.
Основными задачами учебной программы являются:
формирование умений использования компьютера для решения различных практических задач;
формирование у учащихся навыков формализации задач;
формирование у учащихся умений тестирования и отладки программ;
формировать творческое мышление путем решения заданий повышенной сложности.
Обучение предполагает, прежде всего, наполнение учебного материала упражнениями и задачами различной сложности. Для проведения занятий могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.
В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся — решению дополнительных заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.
Выбор базового языка программирования определяется требованиями к проведению республиканской олимпиады по информатике. Поэтому используется среда программирования С++, которая не включена программу базового курса информатики.
Ожидаемые результаты
После успешного прохождения учебного материала учащиеся получат представление:
Изучение данного курса предполагает:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
V-VI класс
(1 ч в неделю; всего – 35 ч)
ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ И БАЗОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА С++
(18 часов)
Этапы решения задач с помощью компьютера
Постановка задачи. Построение модели. Разработка алгоритма. Реализация алгоритма в виде программы. Тестирование и отладка программы. Анализ результатов.
Структура программы на С++.
Работа в среде программирования. Первая программа на языке С++. Функция Main(). Элементарный обмен данными с консолью – чтение и печать текстовых данных и чисел.
Переменные и типы данных. Простые операторы.
Примитивные типы данных (числовые, логические). Переменные. Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания.
Операторы ветвления и выбора. Операторы цикла.
Условный оператор. Команда ветвления if и if-else. Операторы цикла while и do-while. Цикл for. Операторы перехода break и continue.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятия: тип данных, команда ветвления, команда выбора, команда цикла;
знать:
правила описания переменных и констант;
правила записи команд ветвления, выбора, цикла;
уметь:
решать задачи с использованием команд ветвления, выбора цикла.
Задачи целочисленной арифметики
(10 часов)
Выделение цифр числа. Поиск делителей числа, простые числа, разложение на простые множители, поиск наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного натуральных чисел, операции с дробями, сокращение дробей.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятия: кратность, делители, команда цикла;
знать:
правила организации циклов;
способы определения свойств числа;
уметь:
решать задачи с выделением цифр числа.
МАССИВЫ ( 7 часов)
Массивы.
Понятие массива. Описание массива. Создание и инициализация массивов.
Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов. Линейный поиск в массиве. Преобразование массивов. Решение задач обработки числовых массивов.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятия: массив, массив символов;
знать:
правила описания массивов;
уметь:
решать задачи с использованием массивов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
VII - IX класс
(1 ч в неделю; всего – 35 ч)
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (22 ЧАСА)
Массивы.
Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов.
Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов.
Операции над массивами: поиск элемента, экстремальных значений.
Обработка символьных и строковых данных.
Символьный тип данных. Строковые данные. Ввод-вывод строк. Операции обработки строк: поиск в строке, удаление и вставка символов, выделение подстроки и др.
Работа с текстовыми файлами.
Ввод-вывод числовых и символьных данных.
Ввод-вывод строковых данных.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятия: массив, строка, массив символов, массив строк;
знать:
правила описания массивов, строк;
команды ввода-вывода данных при работе с текстовыми файлами;
уметь:
решать задачи с использованием массивов и строк;
использовать текстовые файлы для ввода и вывода данных.
ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (8 ЧАСОВ)
Функции. Передача параметров и возврат значения.
Объявление и определение функций. Оператор выхода из функции return. Передача параметров в функции. Решение задач с использованием функций.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятие: функция;
знать:
правила описания пользовательских функций;
уметь:
использовать функции пользователя для решения задач.
Решение геометрических задач. (5 часов)
Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки, и способы его записи. Размещение точек плоскости относительно прямой. Уравнение прямой, проходящей через данную точку с данным углом наклона. Поиск коэффициентов уравнения прямой. Формула расчета расстояния между точками. Расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра. Нормальное уравнение прямой.
Учащиеся должны:
знать термины и правильно использовать понятие: уравнение прямой, коэффициенты уравнения прямой;
знать:
правила поиска коэффициентов прямой;
уметь:
использовать расчётные формулы для решения задач.
Список литературы
свернуть
Календарно-тематическое планирование межшкольного факультатива «Подготовка к республиканской олимпиаде по информатике» для 5-6 класса на 2021/2022 учебный год:
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
Этапы решения задач с помощью компьютера. Постановка задачи. Построение модели. Разработка алгоритма. |
1 |
06.09
|
2 |
Реализация алгоритма в виде программы. Тестирование и отладка программы. Анализ результатов. |
1 |
13.09 |
3 |
Работа в среде программирования. Первая программа на языке С++. Функция Main(). |
1 |
20.09 |
4 |
Элементарный обмен данными с консолью – чтение и печать текстовых данных и чисел. |
1 |
27.09 |
5 |
Ввод-вывод данных. Целые величины |
2 |
04.10 11.10 |
6 |
Арифметические операторы. Выражения. Оператор присваивания. |
1 |
18.10 |
7 |
Решение задач с использованием линейных алгоритмов |
2 |
25.11 08.11 |
8 |
Тестирование программ с использованием онлайн-сервисов |
1 |
15.11 |
9 |
Условия в языке С++. Оператор ветвления if |
2 |
22.11 29.11 |
10 |
Решение задач с использованием ветвления |
2 |
06.12 13.12
|
11 |
Понятие цикла. Оператор цикла с параметром |
1 |
20.12
|
12 |
Оператор цикла с параметром |
1 |
10.01 |
13 |
Обработка последовательностей |
2 |
17.01 24.01 |
14 |
Выделение цифр числа |
2 |
31.01 07.02
|
15 |
Поиск делителей числа, простые числа |
2 |
14.02 21.02 |
16 |
Поиск наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного натуральных чисел |
2 |
28.02 07.03
|
17 |
Операции с дробями, сокращение дробей. |
2 |
14.03 21.03 |
18 |
Разложение числа на простые множители |
2 |
04.04 11.04 |
19 |
Понятие массива. Описание массива. Создание и инициализация массивов. |
2 |
18.04 25.04 |
20 |
Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов. Линейный поиск в массиве. |
2 |
02.05 16.05
|
21 |
Преобразование массивов. Решение задач обработки числовых массивов. |
2 |
23.05 30.05 |
Календарно-тематическое планирование межшкольного факультатива «Подготовка к республиканской олимпиаде по информатике» для 7-9 класса на 2021/2022 учебный год:
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
Одномерные массивы. Обработка числовых одномерных массивов. |
3 |
07.09 14.09 21.09 |
2 |
Многомерные массивы. Обработка числовых двумерных массивов. |
3 |
28.09 05.10 12.10 |
3 |
Операции над массивами: поиск элемента, экстремальных значений. |
3 |
19.10 26.10 09.11 |
4 |
Символьный тип данных. Строковые данные. Ввод-вывод строк. |
2 |
16.11 23.11 |
5 |
Операции обработки строк |
4 |
30.11 07.12 14.12 21.12 |
6 |
Работа с текстовыми файлами. Ввод-вывод числовых и символьных данных. |
2 |
11.01 18.01 |
7 |
Работа с текстовыми файлами. Ввод-вывод строковых данных |
2 |
25.01 01.02 |
8 |
Решение задач с использованием онлайн-сервисов |
3 |
08.02 15.02 22.02 |
9 |
Объявление и определение функций |
2 |
01.03 15.03 |
10 |
Оператор выхода из функции return. Передача параметров в функции |
2 |
22.03 29.03 |
11 |
Решение задач с использованием функций |
3 |
12.04 19.04 26.04 |
12 |
Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки, и способы его записи |
1 |
03.05 |
13 |
Размещение точек плоскости относительно прямой |
1 |
10.05
|
14 |
Формула расчета расстояния между точками |
1 |
17.05 |
15 |
Расстояние от точки до прямой, как длина перпендикуляра. Нормальное уравнение прямой |
2 |
24.05 31.05
|
свернуть