Гражданско-патриотическое воспитание школьников
в ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии»
Гончаренко Н.А., учитель истории и обществоведения
Одно из направлений работы школы – это гражданско-патриотическое воспитание и формирование личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского и патриотического воспитания учащихся в ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии» должны решаться следующие задачи:
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
- формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края;
- формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
- формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;
- формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого человека на жизнь.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданско-патриотического воспитания в школе:
- повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
- формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
- социализация личности.
Гражданско-патриотического образование в ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии» включает в себя три ступени.
Первая ступень (начальное образование) - закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников архитектуры; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Вторая ступень продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем гражданского и патриотического образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В основу реализации поставленных задач гражданского и патриотического воспитания школьников, повышения их образовательного уровня закладывается сложная многоуровневая система, которая включает в себя:
- Учебный процесс.
- Уроки истории и обществоведения.
- Внеурочная деятельность:
- Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, единые дни отказа от курения, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч.
- Классные часы.
- Участие в районных конкурсах.
- Школьное методическое объединение классных руководителей.
- Органы ученического самоуправления.
- Олимпиада по истории, обществоведению и основам правовых знаний.
- Работа ресурсного центра по истории и обществоведению в школе.
Государственная символика Республики Беларусь