Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое  воспитание школьников  

в ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии»

Гончаренко Н.А., учитель истории и обществоведения

Одно из направлений работы школы – это  гражданско-патриотическое воспитание и формирование   личности.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского и патриотического воспитания учащихся в ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии» должны решаться следующие задачи:

  1. формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  2. формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края;
  3. формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
  4. формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;
  5. формирование уважительного отношения к жизни, осознание права  каждого  человека  на  жизнь.

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять  гражданские  обязанности.

Основные цели гражданско-патриотического  воспитания в школе:

  1. повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
  2. формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
  3. социализация личности.

Гражданско-патриотического образование в  ГУО «Высоковская средняя школа имени Днепровской флотилии» включает в себя три ступени.

Первая ступень (начальное образование) - закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников архитектуры; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.

Вторая ступень продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского и патриотического образования является формирование уважения к закону, праву,  правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную  деятельность.

В основу реализации поставленных задач гражданского и  патриотического воспитания школьников, повышения их образовательного уровня закладывается сложная многоуровневая система, которая включает в себя:

  1. Учебный процесс.
  2. Уроки истории и обществоведения.
  3. Внеурочная деятельность:
  • Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, единые дни отказа от курения, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч.
  • Классные часы.
  • Участие в районных конкурсах.  
  • Школьное методическое объединение классных руководителей.
  • Органы ученического самоуправления.
  • Олимпиада по истории, обществоведению и основам правовых знаний.
  • Работа ресурсного центра по истории и обществоведению в школе.

Государственная символика Республики Беларусь