Нескучное программирование

15.06.2021

   Если говорить о современной школе, то невозможно не упомянуть о компьютерах, Интернете, информационных технологиях. Детей до 10 лет называют поколением альфа, тех, кто немного постарше,  относят к поколению Z. Они сильно отличаются от своих предшественников: с самого раннего возраста эти дети активно пользуются различными гаджетами, «серфят» в Интернете, сами выбирают контент. Родители и бабушки-дедушки с гордостью сообщают о своём «компьютерном гении». Но, к сожалению, нередко навыками, полученными в дошкольном возрасте,  всё и заканчивается. И в 4 года, и в 12 лет они умеют только открыть игру, найти в Интернете мультфильм, кино, забавное видео. В мире гаджетов всё готово и увлекательно, вокруг набор коротких и ярких образов. Такое клиповое мышление убивает стремление к созданию своего, нового, утрачивается способность к аналитическому мышлению.  

    Эмоции важнее смысла – вот основа «общения» современного ребёнка и гаджетов. Хотите увидеть разумный баланс эмоций и смысла в паре «компьютер-ученик»? Загляните на занятия кружка по Scratch, символом которого является симпатичный рыжий котёнок-царапка. В Высоковской школе с ним знакомятся с первого класса. Узнав, что Scratch – это визуальная событийно-ориентированная среда программирования, большинство воскликнет «Не может быть!». Очень даже может. Ведь она создана  исследовательской группой Lifelong Kindergarten под руководством профессора Массачусетского технологического института Митчела Резника специально для детей и подростков. А совместный образовательный проект Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь "Программирование на языке Scratch" стартовал в 2016 году. Наша школа, имея определённый опыт изучения олимпиадного программирования, не могла остаться в стороне.

   Конечно, на первых занятиях малышам приходится просто учиться работать с мышкой и клавиатурой. Но дальше начинается чудо. Юные скретчеры с помощью готовых персонажей  и фонов создают сюжетные картинки, открытки. Первый восторг от новых умений предаёт уверенность и стремление идти дальше. А дальше создаются первые программы -  используя специальные блоки, кружковцы заставляют героев сюжетов двигаться и говорить. Спустя несколько месяцев обучения уже появляются первые мультфильмы и игры с авторскими персонажами.

   Сообществу скретчеров Высоковской школы всего два года. В сентябре 2019 года 12 учеников нашей школы стали его первыми участниками и первыми творцами успехов. Мини-игра по здоровому образу жизни Рачковой Александры завоевала второе место на районном этапе конкурса «Технобаттл». Затем было участие в областном конкурсе «Я знаю Scratch» и в международной неделе Scratch-программирования «Scratch day».

   Успехи учеников всегда служат источником вдохновения для учителя. Поэтому желание поделиться первым опытом изучения Scratch и  эмоциями от него подтолкнуло к участию в республиканском конкурсе для учителей «Моя Scratch-история. Мой дебют», проводимым Парком высоких технологий. Рассказанная история заинтересовала жюри и была отмечена дипломом третьей степени.

   В 2020/2021 учебном году к  изучению Scratch приступили 13 учеников первого класса и 12 учеников 2 класса. Каждое занятие кружка  приносит новые открытия, учит познавать и творить, преодолевать трудности и делится радостью познания с друзьями. Кружковцы охотно помогают друг другу, делятся идеями, создают совместные проекты, идут к новым вершинам.   Как результат -  очередные успехи.  Новый проект-викторина «Правила безопасности»  Рачковой Александры не только стал вторым в районном «Технобаттле», но и был отобран для участия в очном этапе областного конкурса «Техноинтеллект».

   «Урожайным» стала для  высоковских скретчеров  республиканская  неделя Scratch-2021. Дипломы второй степени в номинации «С Днём рождения, Scratch» завоевали первоклассник Гресов Андрей и второклассница Пацовская Алеся. Серия проектов пятиклассницы Рачковой Александры отмечена дипломом «Самый активный участник». Но главный итог недели – участие в интересных проектах, дающих возможность творить и реализовывать свои знания и умения.

    Самое значимое мероприятие в жизни мирового сообщества скретчеров – олимпиада по креативному программированию на Scratch. В  мае прошёл республиканский отборочный этап. Не остались в стороне и ученики нашей школы. Второклассники Пацовская Алеся и Шпаковский Максим приняли участие в номинации «Мой мир». Их результаты разместились в середине турнирной таблицы. Гораздо более успешным стал проект Рачковой Александры «Люди и космос. Общая история» в номинации «Знайки». Это 15 результат из более 140 работ. К сожалению, к международному этапу от нашей страны допускались только 3 работы в каждой номинации.

   Завершился ещё один учебный год. Для кружковцев-скретчеров он был насыщенным, интересным и весёлым. Scratch помогает ученикам не только делать первые шаги в мире компьютерных технологий, но и учит мыслить, проектировать, программировать, творить, использовать компьютер для обучения. Немаловажно, что Scratch - удачная стартовая площадка и первый шаг на пути тех, кто в будущем хочет изучать олимпиадное программирование, стать программистом и, возможно, получить прописку в ПВТ, в месте, давшем жизнь белорусскому скретч-сообществу.

   Мир Scratch открыт каждому. На просторах Интернета можно найти множество обучающих уроков и готовых проектов, доступных для изменения и создания ремиксов. Зарегистрировавшись на сайте https://scratch.mit.edu/ , вы сможете познакомить весь мир с результатами своей работы.

   Скретчеры Высоковской школы тоже хотят познакомить вас с некоторыми своими проектами. Вот ссылки на них:

https://scratch.mit.edu/projects/525570239/editor  Шпаковский Максим, «Загадочный мир динозавров»

https://scratch.mit.edu/projects/525841936/ Рачкова Александра, «Люди и космос. Общая история»

https://scratch.mit.edu/projects/532338229/editor Пацовская Алеся, «С Днём рождения, Scratch»

https://scratch.mit.edu/projects/532409964/editor  Гресов Андрей, «С Днём рождения, Scratch»

https://scratch.mit.edu/projects/533679133/editor Рачкова Александра, «Умная стиралка»,

https://scratch.mit.edu/projects/469733654/editor Рачкова Александра, викторина «Правила безопасности».

   Изучая Scratch, дети незаметно для себя учатся не только программировать. Создавая персонажей и фоны, они учатся рисовать, организуя диалоги между персонажами – овладевают клавиатурой, в поиске нужных рисунков, музыки, проектов – работают в Интернете, создание проектов учит работать с графикой, звуком. Из потребителей дети превращаются в создателей. Приглашаем всех в увлекательный мир Scratch!

Мовчикова Е.Я., учитель информатики